Заточка пильных дисков самостоятельно

16.10.2014
Просмотров: 244
Рейтинг: 47
244
47

Вне зависимости от используемого инструмента в работе, он всегда подлежит износу, но в некоторых случаях возможна временная реставрация. Так заточка дисковой пилы своими руками – это естественный процесс, который может выполнить любой желающий.

Схема заточки дисковой пилы

Схема заточки дисковой пилы.

Взгляд изнутри на дисковую пилу

Сам диск изготавливается из весьма прочных сплавов 50ХФА, 9ХФ и 65Г, а иностранные компании используют свои варианты с похожими свойствами. Материал обладает повышенной надежность и жесткостью, благодаря чему казусы случаются крайне редко.

Но рабочая часть (режущие пластины) обычно изготавливается на основе вольфрама, карбида и кобальта, благодаря чему получается добиться высоких прочностных показателей. Характеристики сплавов формируются еще на начальном этапе, т.к. зависят не только от пропорции, но и от зернистости карбидной фазы (при понижении зернистости повышается прочность).

Режущие пластины припаиваются к диску посредством высоких температур, а в качестве припоя используется серебряный (оптимально) либо медно-цинковый (хуже). Для сезонной домашней работы идеально подходит медно-цинковый вариант, тогда как на пилорамы и в профессиональные цеха нужны более качественные серебряные аналоги.

Теперь нужно внимательно рассмотреть 1 зуб дисковой пилы (рис. 1). Весьма непривычным окажется тот факт, что тут 4 рабочие зоны:

Схема устройства зуба дисковой пилы

Рисунок 1. Схема устройства зуба дисковой пилы.

  • А. Передняя;
  • Б. Задняя;
  • В. 2 вспомогательные.

Данные зоны пересекаются между собой, благодаря чему образуется 3 режущие кромки:

  • 1. Основная;
  • 2 и 3. Вспомогательные.

Именно благодаря настолько сложной системе происходит качественный распил без погрешностей и нюансов. К тому же существует еще 4 вида таких зубьев:

  1. Прямой. Продольный быстрый распил, где можно немного пожертвовать качеством.
  2. Скошенный. Основной вариант, который позволяет работать с большинством материалов во всех направлениях (продольное и поперечное). Скошенность бывает влево и вправо, причем чаще всего на пилах оба варианта чередуются, благодаря чему повышается качество. При большом скосе можно использовать в качестве подрезных, т.к. они не дают сколов.
  3. Трапециевидный. Медленно тупятся, но прекрасно показывают себя в работе. Нередко используются в комбинации с прямым, благодаря чему удается достичь максимально точного эффекта. Трапециевидный возвышается над прямым, поэтому совершает черновую работу, а прямой в свою очередь проделывает чистовую.
  4. Конический. Такие пилы используются в качестве вспомогательных, чтобы не пустить при распиловке нижних слоев ламината сколы, а также для поперечного пиления.

Как нужно затачивать инструмент?

Основной износ происходит у верхней режущей кромки и передней грани, поэтому именно на них направляется основная деятельность при затачивании. Но не стоит забывать и про боковые грани, т.к. при работе с массивными заготовками они тоже получаются свою немалую нагрузку.

При работе не стоит допускать затупление более 0,2 мм, т.к. в противном случае на затачивание будет уходить гораздо больше времени и сил. Данный фактор определяется визуально по пропилу либо по самому зубу.

Типы зубьев дисковой пилы

Типы зубьев дисковой пилы.

Затачивание зуба должно производиться по 2-м плоскостям – передняя и задняя, что существенно продлит сроки эксплуатации. Заточка лишь передней части сократит эти сроки минимум в 2 раза. Перед началом работы металл очищается от всех сторонних материалов, а потом и обезжиривается.

Для работы используются всего 2 типа кругов:

  • CBN (эльбор) служит для заточки быстрорежущей стали с повышенным коэффициентом прочности;
  • PCD (алмазные и кремниевые) служат для затачивания твердых сплавов. При длительной работе требуют охлаждение СОЖ (воду использовать нельзя), т.к. при достижении 900 С алмаз сгорает.

При затачивании зуб располагается идеально встык к рабочей поверхности, в противном случае можно потерять весь диск, либо не добиться желаемого результата. В связи с тем, что на каждый диск уходит немалое количество времени, нужно маркером помечать точку старта.

Специальные станки оборудованы всем необходимым, чтобы обеспечить комфортную деятельность, поэтому на них допустить ошибку почти невозможно, тогда как в кустарных условиях придется проявить небольшую изобретательность. Потребуются следующие инструменты и материалы:

  • подставка;
  • электродвигатель;
  • насадка-переходник;
  • сталь листовая;
  • болгарка;
  • винты.

Для начала потребуется небольшой электродвигатель, который качественно фиксируется к поверхности на высоте 5 см или выше. На вал надевается переходник для заточных дисков, после чего основная конструкция готова.

Но в руках держать затачиваемые предметы неудобно, поэтому для них на 3 см ниже вала формируется еще 1 плоскость из листовой стали в отдалении 2 см. В ней делаются 3 продольные прорези с шагом 1 см и диаметром 0,3 см, в которые будут вкручиваться фиксирующие винты.

В качестве панели для фиксации можно придумать много чего, вплоть до каркаса из арматуры под каждый отдельный диаметр. Важен итог – строго перпендикулярное положение, которое позволяет воздействовать на всю эксплуатируемую кромку.

Заточка зубьев на бензопиле и у ножовок производится аналогичным образом, но в последнем случае можно воспользоваться заточными камнями, т.к. материал весьма податлив, а небольшая погрешность в результате даст весьма незаметный эффект. При затачивании подобных пил нередко возникает другое осложнение – зубцы отгибаются, из-за чего в будущем эксплуатация сильно затрудняется.

Подведение итогов

Несмотря на множество нюансов, заточка дисковых пил осуществляется достаточно просто и быстро. Важно осуществлять этот процесс с большой точностью, благодаря чему добиться итогового результата можно будет в предельно сжатые сроки.

При отсутствии профессионального инструмента для заточки пилы под рукой можно его соорудить из подручных материалов.

Для полной сборки обычно уходит до 3 часов, а сроки эксплуатации ограничиваются лишь возможностями самого электродвигателя.